Управление Роспотребнадзора по Калужской области
 

Образцы исков, заключения по искам, решения судов, образцы претензий

Консультативный совет

Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги работы за 2020 год.

Управлением Роспотребнадзора по Калужской области за 2020 год организовывалась и обеспечивалась деятельность системы контроля за соблюдением прав потребителей в Калужской области.       

За 2020 год Управлением Роспотребнадзора по Калужской области  в сфере  защиты прав потребителей в рамках контроля и надзора проведено 52 контрольно-надзорных мероприятия, в том числе 35 проверок в рамках № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», из них 3 контрольных закупки и 16 административных расследований (за  2019 год 638 контрольно-надзорных мероприятий).

Кроме того, за истекший период было проведено 461 предварительная проверка  и выдано 31 предостережение о недопущении нарушений в области защиты прав потребителей.

В каждом случае установления административных правонарушений или нарушений законодательства о защите прав потребителей специалистами отдела  возбуждались дела или составлялись протоколы об административных правонарушениях.

Всего было составлено 98 протоколов об административных правонарушениях и вынесено 81 постановление о наложении штрафов  на сумму 822,0 тыс. руб.  За  2019 год составлено 474 протокола об административных правонарушениях и вынесено 448 постановлений о наложении штрафов на сумму 2836,5 тыс. руб.

Рассмотрение устных и письменных обращений потребителей.

За  2020 год  в адрес Управления поступило 1888  обращений потребителей или 30 % от общего количества , поступивших в Управление  - 6223 обращения. 

Количество обращений в сфере защиты прав потребителей уменьшилось по  сравнению с аналогичным периодом прошлого года  (за  2019 года -2447 обращений).

В структуре поступивших в Управление  обращений преобладают обращения:

-в сфере розничной торговли промышленной и продовольственной групп товаров - 983 обращений или 52 % ;

-по  услугам  ЖКХ -185 обращений или 10%;

-по  услугам связи - 128 обращений  или 7 % ;

-по  бытовым услугам - 91 обращение или 5%;

-по  деятельности на финансовом рынке -81 обращение или 4 %;

-по туристско-экскурсионным и гостиничным услугам -77обращений или 4 %;

-по медицинским услугам - 33 обращения или 2 %;

-по  услугам транспорта - 69 обращений - 4%;

-по прочим  услугам - 163 обращения - 9% .

Основными причинами обращений, поступивших за 2020 год   от граждан, явились: продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, не возврат денежных средств за не оказанную услугу (авиаперевозки, туристические услуги), предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

Из рассмотренных 1888 обращений, в 86% случаев заявителям были даны необходимые разъяснения (1617);   11 % направлено на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (216); 1 % стали основанием для проведения проверок (24); 0,8% обращений стали основаниями для проведения административных расследований (16), по 1 % обращений  подготовлены и направлены материалы в суд (15).

В 2020 году Управлением продолжилась судебная защита прав потребителей.

В защиту от конкретного потребителя подготовлено и направлено в суд 18  материалов (в 2019 году  24 материала), из них 15 материалов от конкретного потребителя и 3 иска от неопределенного круга потребителей.

Судом рассмотрено 15 материалов от конкретного потребителя, во всех случаях решение суда в пользу потребителей, присуждено денежных средств на сумму 1207,0 тыс. рублей, в том числе моральный вред 80,0 тыс. руб.

Из поданных 3 исков от неопределенного круга потребителей в настоящее время рассмотрено 3 исков, решение суда  все в пользу потребителей.

За 2020 год  Управлением было дано 123 заключения по делам в судах в защиту прав потребителей (2019 г- 66 заключений).

В настоящее время рассмотрено 72 материала, решения судов  в 52 случаях вынесены в пользу потребителей.

Решением судов присуждено денежных средств на общую сумму 3186,0 тыс. руб. в пользу потребителей, из них компенсация морального вреда составила 293,0 тыс. рублей.

Должностными лица Управления Роспотребнадзора по Калужской области постоянно  принимают участие в СМИ,  в части информирования населения по вопросам защиты прав потребителей. 

Всего таких мероприятий за 2020 год было 279, в том числе 13 на телевидении, 6 радио, 225  публикаций в прессе, сайте Управления и прочее.

 На сайте регулярно размещается различные информационные материалы по вопросам защиты прав потребителей : это материалы об итогах деятельности Управления в различных секторах потребительского рынка, - судебная защита прав потребителей, - информация содержащая  разъяснение законодательства в сфере защиты прав потребителей.   В разделе «направление деятельности» размещены образцы претензий, исков, заключения по искам и их решения. 

Одним из доступных и распространенных способов консультирования и информирования граждан, это  проведение семинаров, «горячих линий».

 За истекший период было проведено 10 тематических «горячих линий», в том числе горячая линия по оказанию туристских услуг, о качестве и безопасности детских товаров, финансовых услуг,  по дистанционной торговле,  

Кроме того, в Управлении также работает постоянно горячая линия.

За 2020 год  на горячую линию по вопросам защиты прав потребителей обратилось  1200 граждан, которым были даны разъяснения законодательства в области защиты прав потребителей.

Также, специалистами Управления ежедневно в рамках работы общественной приемной осуществляется прием граждан. Личный прием граждан позволяет в более короткие сроки давать ответ заявителям и глубже вникать в проблему, породившую обращение.

На прием за консультацией обратилось 289 граждан.

В ходе консультаций в 20,0 % была оказана помощь в составлении претензии к продавцу или организации оказывающей услуги; 13,0 % стали основанием для обращения в адрес Управления Роспотребнадзора с письменной претензией, по остальным даны разъяснения законодательства.

Продолжает работу государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей «Роспотребнадзор», который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое.

В 2020 году Управлением размещено свыше 80 различных материалов.

На телефоны «горячей линии» обратилось свыше 500 граждан.

В ходе консультирования специалистами Управления в подавляющем большинстве случаев потребителям были разъяснены их имущественные права и требования действующего законодательства.

В рамках заключенных соглашений с различными организациями за 2020 год проведено свыше 40 совещаний, семинаров, «круглых столов», деловых встреч по актуальным вопросам защиты прав потребителей. 

В Калужской области постановлением Правительства Калужской области от 25 сентября 2007 года № 234 создан  Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей.

09 сентября 2020 года Управление Роспотребнадзора приняло участие   в заседании Межкоординационного совета по защите прав потребителей, созданного при Правительстве Калужской области, на котором обсуждались вопросы защиты прав потребителей в сфере финансовых   услуг.

В данном мероприятии также приняли участие представители отделения по Калужской области ГУ банка России по Центральному федеральному округу, представители общественных организаций по защите прав потребителей.

В соответствии с комплексным планом межведомственного координационного совета, созданного при Правительстве Калужской области организована работа общественных приемных в Муниципальных образованиях области по вопросам защиты прав потребителей.

За 2020 год Управлением в рамках Общественной приемной совместно с Министерством конкурентной политики, Государственной жилищной инспекцией,  в городах и населенных пунктах Калужской области было проведено 7 совместных мероприятий по консультированию населения Калужской области по вопросам защиты прав потребителей.

Администрации органов местного самоуправления, заранее зная график работы Общественной приемной, оповещали и приглашали граждан для консультирования. Данные мероприятия активно посещали жители городов и населенных пунктов Калужской области. Итоги работы общественной приемной освещались в средствах массовой информации, местной прессе, а также на сайте Управления.

В рамках соглашения о взаимодействии между Государственным бюджетным учреждением Калужской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Калужской области» (далее - МФЦ),  Управлением Роспотребнадзора раз в месяц проводит консультирование граждан по защите прав потребителей на базе МФЦ   по повышению грамотности населения в сфере защиты прав потребителей, а также расширения практики использования потенциала многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для осуществления консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей, что позволит гражданам в полной мере реализовать свои права на получение информации о путях и способах защиты своих нарушенных прав.

В связи с пандемией  Сovid-19 в 2020 году в МФЦ было проведено всего2 мероприятия по консультированию граждан.