16+
Горячая линия Горячая линия
(484 2) 55-40-76

Образцы исков, заключения по искам, решения судов, образцы претензий

О разграничении полномочий Управления Роспотребнадзора по Калужской области и Государственной жилищной инспекции по Калужской области


Управление Роспотребнадзора по Калужской области в связи с поступающими обращениями, связанными с осуществлением государственного надзора в области проверки правильности начислений за жилищно-коммунальные услуги, завышения платы за жилищно-коммунальные услуги, сообщает следующее.

В силу прямого указания, содержащегося в ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), именно орган государственного жилищного надзора осуществляют проверки, предметом которых среди прочего (с учетом положений ч. 1 ст. 20 ЖК РФ) должны являться вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг.

Применительно к вопросу о компетенции Роспотребнадзора в жилищной сфере, имеющей самостоятельное кодифицированное  законодательство, необходимо исходить из того, что в этой области правоотношений предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 ЖК РФ   рассматривается исключительно жилое помещение (см. ст. 16 ЖК РФ).

Применительно к жилому помещению часть жилищных прав, отвечающих целеположениям законодательства о защите прав потребителей, связанных, в частности, с приобретением (использованием) коммунальных услуг, действительно позволяет гражданам пользоваться соответствующими правами потребителя в обязательственном правоотношении с исполнителем этих услуг (например, такими, как право на компенсацию морального вреда, право на альтернативную подсудность, право на освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд).

Однако, что касается вопросов возникновения, осуществления, изменения и (или) прекращения как таковых жилищных прав, в том числе, связанных с реализацией гражданами прав собственности на жилое помещение,  прав на часть общего имущества в многоквартирном доме и бремени по его содержанию, прав по выбору способа управления многоквартирным домом (см. ст.ст. 4, 10, 11, 161 и др. ЖК РФ), то эта область жилищных отношений законодательством о защите прав потребителей не регулируется в принципе.

Поэтому такого рода вопросы как возложение на них тех или иных расходов на так называемые «общедомовые нужды» или «содержание и ремонт жилья», должны рассматриваться и разрешаться только по нормам жилищного законодательства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации (см. п. 1 ст. 3 ГК РФ) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей.

При этом в силу императивных положений ст.8 ЖК РФ иное законодательство к жилищным отношениям, связанным с такими проблемными «потребительскими» вопросами, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги, применяется «с учетом требований, установленных настоящим Кодексом».

В этой связи принципиальное значение в вопросе о разграничении полномочий в области государственного контроля (надзора) за соблюдением прав граждан в жилищной сфере с точки зрения обеспечения законности  принимаемых уполномоченным органом административных мер имеет то обстоятельство, что согласно ст. 4 ЖК РФ жилищные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.

Указанное означает, что организация и проведение проверки (как совокупности соответствующих юридических процедур, регламентированных Федеральным законом № 294-ФЗ) по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства - компетенция органов регионального государственного жилищного надзора.

На территории Калужской области таким органом регионального государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция Калужской области (г. Калуга, Суворова, 71-а).


Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках Закона № 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как:
- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подп. 7 п. 4 ст. 40, ст. 46 Закона № 2300-1, ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
- вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 40 Закона № 2300-1, ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме того, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора, в силу соответствующих положений п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) могут служить поводами к возбуждению должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора (применительно к полномочиям, установленным КоАП РФ) дела об административном правонарушении, если они содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей