16+
Горячая линия Горячая линия
(484 2) 55-40-76

Информация о проведенных проверках и их результатах

Результаты контрольно-надзорных мероприятий за 1 квартал 2011 года в сфере ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по Калужской области.

За 1 квартал 2011 года Управлением проводился  государственный контроль соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере с целью недопущения и предотвращения нарушений прав потребителей хозяйствующими субъектами, оказывающими и предоставляющими услуги ЖКХ.

За текущий период отделом защиты прав потребителей было проведено 4 плановые проверки предприятий, оказывающих услуги ЖКХ.

В 1 квартале 2011 года в Управление поступило 69 обращений потребителей по различным вопросам, касающимся сферы оказания жилищно-коммунальных услуг.  Из 51 рассмотренного обращения потребителей проверки проводились в 25 случаях, по 26 обращениям потребителям своевременно давались разъяснения действующего законодательства.

По материалам проведенных мероприятий по контролю к виновным лицам применены меры административного воздействия. Вынесено 9 постановлений на общую сумму 23 тыс. руб.

По жалобам потребителей было возбуждено 6 дел об административных правонарушениях. По двум возбужденным материалам производство было прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

По обращениям потребителей было составлено 15 образцов исковых заявлений для защиты нарушенных прав в суде. Было составлено два заключения по делу в целях защиты прав потребителей и специалисты Управления были привлечены судом к участию в деле.

Все обращения потребителей были своевременно рассмотрены и  заявителям даны мотивированные письменные ответы. 

 

Анализ рассматриваемых обращений потребителей показал, что наиболее частыми поводами для обращения  граждан в 1 квартале 2011 года явились:

  • несвоевременный перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, либо отказ потребителям в проведении перерасчета;
  • оплата электроэнергии мест общего пользования;
  • ненадлежащее исполнение управляющими организациями содержания и текущего ремонта общедомового имущества, в результате которого потребителям был причинен имущественный вред;
  • при наличии общедомовых приборов учета коммунальных услуг выставление потребителям платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления.

Наиболее распространенными (типичными) нарушениями прав потребителей в сфере ЖКХ явились:

- непредставление необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги и об оказываемых услугах, т.е. в платежных документах, выставляемых потребителю, содержится неполная информация, установленная п.38 Постановления Правительства №307 от 23.05.2006 г., а также отсутствует необходимая информация, предусмотренная п.49 вышеуказанного Постановления;

 - обман потребителей, выражающийся во взимании платы за коммунальную услугу, которая была предоставлена ненадлежащего качества, либо была оказана с перерывами, превышающими установленную законодательством продолжительность;

- предоставление коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) ненадлежащего качества.

 

Наиболее характерные примеры.

При проведении плановой выездной проверки деятельности ООО "Техно-Р" (г.Калуга) установлено, что в нарушение требований ст.9 Закона РФ от 07.02.92 г. №2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель не довел до сведения потребителей место нахождения (адрес) организации, размещаемые на вывеске.

В нарушение требований ст.10 Закона "О защите прав потребителей" и п.49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" до сведения потребителей не доведена следующая информация, обеспечивающая возможность ее правильного выбора, а именно:

- наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя (не размещены на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (не указаны в договоре);

- размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (не размещены на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

- порядок и форма оплаты коммунальных услуг (не размещены на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);

- параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (не указаны в договоре, а также не размещены на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);

- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (не указаны в договоре).

Кроме того, в ходе проверки установлено, что не всем потребителям, обращающимся в письменном виде в управляющую организацию своевременно даются письменные ответы, так жильцам дома №18 по ул.Калинина, обратившимся 30.09.2010г. (вх.№248), ответ был дан в письменном виде только 19.11.2010 года; потребителю Г., обратившейся 30.08.2010г. (вх.№228) ответ был дан 31.12.2010 г.; потребителю Л., обратившейся 30.09.2010 г. (вх.№247) ответ был дан 31.12.2010 г. По коллективной жалобе жильцов дома №4 по ул.Калинина (вх.№311 от 06.12.2010 г.) был составлен акт о не обеспечении или некачественном обеспечении коммунальными услугами  без указания даты составления акта, и установлено, что не обеспечение или некачественное обеспечение услугой произошло по вине ООО "К.О.В.", однако "представителями общественности дома" данный акт не подписан, ответ на письменную претензию потребителям не дан, следовательно ответствуют сведения о доведения необходимой информации до потребителей.

У ООО "Техно-Р" имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

За допущенное нарушение ООО «Техно-Р» привлечено к административной ответственности.

При проведении административного расследования в отношении ООО "Управляющая компания "Ермолино",  (Калужская область, Боровский район, г. Ермолино) установлено нарушение требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"  от 07.02.1992 г. № 2300-1, п. 21, п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации  "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 года № 307, а именно:

- при наличии общедомового (коллективного) прибора учета холодного водоснабжения и при отсутствии индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение в жилом помещении исчисляется исходя из норматива потребления коммунального ресурса, а не показаний прибора учета;

- один раз в полугодие жильцам производится перерасчет размера платы с учетом расхода холодного водоснабжения согласно показаниям прибора учета, что не предусмотрено действующим законодательством;

-  до потребителей в наглядной и доступной форме не доведена информация об изменении размера платы за услугу холодного водоснабжения, тарифов и нормативов потребления услуги, а также на основании чего один раз в полугодие производится перерасчет за услугу холодного водоснабжения.

За допущенные нарушения ООО «УК «Ермолино» привлечено к административной ответственности.

В целом ситуация с соблюдением прав потребителей в сфере услуг ЖКХ на территории Калужской области неоднозначна. Анализируя материалы проведенных проверок необходимо отметить, что защита прав потребителей в сфере ЖКХ является по-прежнему актуальной проблемой 2011 года.

Управляющие компании неохотно идут на контакт с потребителями, часто отказывая им в получении необходимой и достоверной информации. В то время как для большинства населения области к управляющим компаниям существует один единственный вопрос - куда и каким образом расходуются их собственные деньги? И вот когда деятельность управляющих компаний станет более прозрачной, в конечном счете это приведет к уменьшению потока обращений от населения.

В целях уменьшения количества нарушений прав граждан-потребителей в сфере ЖКХ на территории области является конечно же прозрачность деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами. Огромный шаг в этом направлении был сделан путем вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", где за управляющими организациями закреплена обязанность о размещении (опубликовании) информации, необходимой потребителям услуг ЖКХ. Данный стандарт четко закрепил виды информации, средства размещения (опубликовании) необходимой информации.

В связи с принятием данного Постановления по нашему мнению необходимо повысить ответственность руководителей управляющих компания за несвоевременное предоставление всей необходимой информации, предусмотренной законодательством.

Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в 1 квартале 2011 года активно велась работа по повышению уровня информированности и просвещенности граждан по вопросам их прав и обязанностей, а также способах защиты их прав в сфере ЖКХ.

В 1 квартале 2011 года специалисты Управления принимали участие в семинарах-совещаниях в ряде муниципальных образований области, где всегда освещались вопросы ЖКХ.

Материалы проверок, различные нормативные акты и другая информация по вопросам ЖКХ направлялись в средства массовой информации для информирования населения.

На официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Калужской области размещаются информационные сведения, в том числе о проводимых мероприятиях по контролю в сфере ЖКХ.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей